Вербное воскресенье! Что это? Расскажит компания Ридня

пластиковые окна купить в киеве

 

 

Воскресенье за неделю перед Пасхой называется » Вербным » , » Шутков » или » цвету » . По христианскому учению в это время Спаситель Христос въезжал в Иерусалим на ослике , и миряне устилали перед ним дорогу пальмовыми листьями. Поскольку в Украине пальмы не растут , то их заменили ивовыми ветвями . Это дерево издавна весьма почитаемое среди нашего народа , потому что оно первым исповедует о приходе весны и имеет целебные свойства .
В Вербное воскресенье святят вербу . Под церковь заранее навоза много ивового ветви . Утром на Богослужение сходятся все — старые и малые , — ибо » грех не пойти в церковь , как святят вербу » . Когда заканчивается богослужение и священник окропит ветви святой водой , то дети — друг перед другом — стараются как можно быстрее получить иву и тут же проглотить ии по несколько » котиков » — » чтобы горло не болело » .
Также был когда-то в Украине обычай носить святой вербу из церкви в церковь. Это делалось не только в субботу , но и в воскресенье . Так , в Харькове в Вербное воскресенье ученики вместе с воспитателями и учителями торжественно несли святой вербу от городской приходской церкви Святого Дмитрия в » коллегиум » .
Когда-то хозяева , возвращаясь из церкви с освященной вербой , в дом не заходили , а сразу же сажали на огороде по несколько ветвей или — если было близко — то в поле , » чтобы росла Богу на славу , а нам , людям , на потребление » , а остальные, которые остались , несли в дом и ставили в углу под святыми образами. Если , войдя в дом , заставали кого-то , что проспал заутреню , то били такого святой вербой , приговаривая:

Не я бью — верба бьет ,
За неделю Пасха ,
Недалеко красное яичко !

Молодые ребята сражались святой вербой еще и возле церкви , и дорогой , как домой шли , а сражаясь , приговаривали :

Будь большой , как ива ,
А здоровый , как вода ,
А богатый , как земля !
В Галичине приговаривали так :
Шутка бьет — не я бью ,
Отныне за неделю
Будет у нас Пасха !

Святая ива пользуется большим уважением среди нашего народа. » Грех ногами топтать святую иву » , а потому даже мелкое ветви , если оно осталось после освящения , жгли на огне , чтобы , не дай Бог , под ноги не попало .
Свяченой иве приписывается магическая сила . Как впервые весной выгоняют скот на пастбище , то очень святой вербой — » чтобы нечисть не цеплялась к животным » . Более того , выбрасывают ветки освященной вербы во двор во время града — » чтобы град остановился » .

Ива имеет большое значение в народной медицине. Когда болеют люди или животные , то знахари варят святой вербу вместе с целебными травами и поят тем ‘ вареньем больного человека или животного — в полной надежде , что » поможет» . Виваро освященной вербы мочат голову и этим лечатся от головной боли . Лечатся святой вербой и от лихорадки и ревматизма , сбивают ней лихорадку . Толченые листья из ивы кладут на раны , а горшке , настоянную на ее листьях , пьют против желудочных захворувань .
Рядом такого уважения к вербе и веры в ее лечебную силу странно звучит народная легенда о козью иву — один из видов ивы . Легенда гласит , что козья ива проклята Богом за то , что из нее делались гвозди для креста , на котором распяли Спасителя: » за это ее черви точат » . Кроме того , за народном верованием , в сухой вербе сидит черт ; отсюда и пословица: » Влюбился , как черт в сухую вербу ! » Козья ива часто встречается на Украине , особенно в лесах и на огородах . Ее характеризуют короткое и широкие листья , а также грубые » базок » или » котики» .
Автор Олекса Воропай . » Обычаи нашего народа»

 

Чудодейственные свойства ивы от компании РИДНЯ:

  • Ивой бьют , чтобы здоровые , веселые и богатые были ; детей , чтобы сильные были , хорошо росли и восприняли жизненную силу весны;
  • Иву кладут после рукоположение за оскорбления , чтобы охраняла дом от злых сил;
  • Иву сажают на огороде , когда принесут из церкви к счастью молодежи: когда ива примется — девушка выйдет замуж , а парень женится;
  • Ивой на Юра выгоняют скот в поле , впервые на пастбище , слегка касаясь ею скота , чтобы здоровая была , плодотворная , чтобы в теле была;
  • Вербой в древности отводили грозовые тучи — кивали святой вербой в сторону облаков и отводили гром и град;
  • Иву бросали в пожар , чем уменьшали , по их верованиям , большую разрушительной силе огня;
  • Ивовые котики , освященные , бросали в кашу , ели ту кашу в полной вере , что через те кошки- Базько передастся людям сила весенней энергии на целый год;
  • С освященной вербой , после возвращения из церкви , обходили хозяева пчеловодов , чтобы пчелы роились ; обходили скотный двор и конюшни и овчарни , чтобы скот был здоров , плодотворная , чтобы коровы давали много молока;
  • Глотали котики еще по дороге из церкви , чтобы не было лихорадки , чтобы горло не болело;
  • Обсаживали колодца ивами , чтобы обеспечить воду от злых сил , чтобы вода была » пригожая и здорова» ;
  • Обсаживали копанки — лужи , в которых стирали свое тряпье — белье , чтобы уберечься от болезней , чтобы вода очищалась;
  • Сухой прошлогодней святой вербой разжигали печь под пасхальные куличи;
  • Во многих местностях клали покойнику в гроб кусок освященной вербы;
  • В Лятичивському уезде , когда хозяин выезжал в поле сеять — брал 2-3 кошки- Базько и запорпував среди поля во время посева , чтобы скоро хлеб произрастал .
  • Святой вербу клали в гроб бабе — повитухе , чтобы было чем отгонять потерчат.

 

Людмила Гуменюк

Google
Текст на данной странице является первоисточником. Авторские права защищены

С Вербным Воскресеньем! — компания РИДНЯ